Педагог-психолог

 

Ведет страничку -

педагог - психолог

высшей квалификационной категории

Горькова Марина Вячеславовна

   

 

АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

 

Живя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.

В случае если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при  правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей  проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния. К таким нарушениям относят:

  • нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание),
  • нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый),
  • меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).

Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:

  • повышение температуры тела,
  • изменения характера стула,
  • нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.).

Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания  в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже.

Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:

Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми,  детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.

Неформальное посещение детского сада, т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.

Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).

В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.

Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.

Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии близкого человека. В первый день кратковременное знакомство с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и воспитателем в новой ситуации.

Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.

Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.

НЕОБХОДИМО:

  • до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).
  • в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.
  • приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.

Сразу хочу заметить, что не все  мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до 2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.

 

 

КРИЗИС 3-х ЛЕТ

Что НЕОБХОДИМО знать родителям:

  • период  упрямства и   капризности начинается примерно с 18 месяцев и заканчивается к 3,5 – 4 годам;
  • случаются приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вполне нормальное явление;
  • пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года;
  • мальчики упрямее девочек, но девочки капризничают чаще;
  • если дети по достижении 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации упрямства и истеричности, как удобных способов манипулирования своими родителями. Не поддавайтесь нажиму ради своего спокойствия;
  • в кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 19 раз !

 

Что МОГУТ сделать родители:

  • не придавать большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка;
  • во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете;
  • не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку  - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат;
  • будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении;
  • не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести;
  • истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай – яй - яй!» Ребенку только этого и нужно;
  • постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка и т. д.)!», « А что  это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится.
 
 

Рекомендации для родителей и педагогов

по адаптации ребенка к  условиям дошкольного учреждения

 

Существует проблема адаптации каждого отдельного ребенка к условиям детского дошкольного учреждения.

Первая информация от взрослых о детском дошкольном учреждении играет важную роль для ребенка. Как относятся к этому родители, какие цели ставят, отдавая ребенка в дошкольное образовательное учреждение?

Радуются ли вместе с ним, гордятся ли, что он подрос и идет в детский сад, где у него будет много друзей, игр, занятий, или же взрослые ждут, не дождутся стать «свободными» и заняться своими делами, а может быть, принимают эту ситуацию как неизбежную и страшатся разлуки?

Детский сад дает ребенку хорошую возможность видеться со своими одногодками, играя и развлекаясь в их обществе, получить необходимый опыт общения с товарищами (контактный, общительный ребенок без труда войдет потом и в коллектив начальной школы, а это само по себе уже немаловажно).

В детском саду приобретаются определенные знания и навыки, необходимые для всестороннего развития ребенка, а также для успешного продолжения обучения в школе.

Для многих родителей детский сад - это удобный случай освободиться на время от забот о ребенке (управиться с домашними делами, заняться собой, найти подходящую работу). Но если родители отдают своего ребенка в дошкольное образовательное учреждение только для того, чтобы освободиться от него, малыш непременно почувствует это, и тогда польза от его пребывания в детском саду будет сведена к минимуму. Поэтому необходимо полное осознание родителями происходящей в ситуации.

1. Целесообразно, примерно за месяц до того, как ребенок начнет посещать детский сад, поменьше, чем обычно, быть рядом с ним.

2. Подробно рассказать ребенку о детском саде, чтобы у него сложилось собственное положительное представление о нем.

3. Вести себя так, чтобы ребенок почувствовал гордость родителей за него - ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад.

4. Не делать из указанного события проблему, не обсуждать каждый день предстоящие перемены в жизни ребенка.

5. Подробно обсудить  с психологом свое поведение (поведение родителей), помогающее ребенку с самого начала легко адаптироваться к детскому саду, например:

- в первый день побыть с ним некоторое время в детском саду, не уходить сразу. Лучше всего, чтобы ребенок сам отпустил родителей. Расставаясь, не забыть заверить, что непременно вернутся за ним;

- не следует резко изменять привычный уклад жизни детей, поскольку особенно тяжело переносят дети разлуку с родителями, если их сразу приводят к восьми часам утра и оставляют до вечера, и другие.

Обычно внимание родителей и детей сосредоточивается на приходе в детский сад, но при этом дети нередко становятся свидетелями слез и отрицательных эмоций других детей, что негативно может сказаться и на их настроении. Поэтому приход новичков попозже облегчает их адаптацию к детскому саду.

Высокую эффективность имеет создание такой обстановки, когда у ребенка складывается ощущение непрерывной связи между жизнью в детском саду и дома. Родители не должны расспрашивать его без конца о том, что он там делал. На этот вопрос ребенок неизменно ответит одно: «Ничего» или же: «Мы играли». Если взрослые хотят узнать, как же он проводит время в садике, лучше задавать точные, конкретные вопросы. Тогда ребенок почувствует, что жизнь детского сада близка и понятна родителям, и захочет, чтобы они тоже приняли в ней участие. А, подметив, что больше всего нравится делать ребенку в детском саду, можно и дома предложить ему такие же интересные занятия и развлечения.