Музыкальный руководитель

 

Ведут страничку
 

Писарькова Татьяна Евгеньевна

Гай Маргарита Николаевна

 
     

 

 

Музыкальная аптека

 

Если у вас депрессивное состояние, то вам    обязательно следует слушать музыку. Начните с задумчивых и грустных, а затем включите радостную и веселую мелодию. Можно попробовать Шуберта «Ave Maria», Чайковского «Осенняя песня».

Для того чтобы расслабиться, попробуйте послушать несколько игривых мелодий, а после смените их медленными и успокаивающими. Здесь подойдут произведения Чайковского «Баркарола», «Сентиментальный вальс», Шостаковича «Романс из кинофильма «Овод», Дебюсси «Лунный вечер», Леннона «Yesterday».   

Тонизирующая музыка: Монти «Чардаш», Огинский «Полонез», Легран «Шербурские зонтики». Кстати, универсальная музыка, которую чаще всего «прописывают» больным, — это произведения Моцарта. И запомните еще одно: музыкальная программа не должна затягиваться более чем на15–20 минут, и лучше, если это будут мелодии без слов. 

 
 
 

Музыкальная терапия для всей семьи

 
В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы.

 

Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.

Музыка, влияя на ребенка и маму, рождает положительные эмоции, снимает противоречия, успокаивает и настраивает на любовь. Установлено, что с помощью музыки можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода - двигательную, эмоциональную, дыхательную - и даже управлять их развитием. Такое влияние помогает корректировать изменения в формировании плода, направлять развитие в нужную сторону. 

И главное, что музыкальная стимуляция развития будущего ребенка положительно сказывается как на психических, так и на физических его качествах. После рождения ребенка прекращать музыкотерапию, к которой он так привык, по крайней мере нецелесообразно.

 Существуют три фактора воздействия музыки на организм человека:

  • психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд);
  • физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма);
  • вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на клетки, активизируя различные биохимические процессы в них).

Влияя на клеточном уровне на организм человека, музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на слушателя. Поэтому подбирать музыку для лечения и релаксации должен профессионал.

Долгое время существовало мнение, что, например, рок, тяжелый металл отрицательно влияют на нервную систему, особенно подростков, людей с неустойчивой психикой. Это верно. Но резко отвергать те или иные музыкальные направления тоже нецелесообразно. Как правило, музыка подбирается по личным качествам человека, по его предпочтениям и музыкальным пристрастиям.

Представители классической отечественной школы музыкотерапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.

По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Поэтому если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются следующие колыбельные мотивы:

 ♪       "Спи, моя радость, усни" (Моцарт - Флис),

 ♪       "Сон приходит на порог" (Дунаевский - Лебедев-Кумач),

 ♪       "За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова),

 ♪       "Колыбельная Светланы",

 ♪       "Спи, дитя мое".

Родителям совсем необязательно иметь слух и хороший-голос, главное - петь песни с нежностью. Необходимо, чтобы ребенок слышал материнский голос, привыкал к нему. После рождения малыша следует продолжать слушать музыку после кормления и перед сном. Напевайте ребенку колыбельные - он будет намного спокойнее, радостнее и эмоциональнее. Даже самые активные шалунишки, слушая музыку, успокаиваются и расслабляются, потому что слышат давно знакомое и привычное. Включайте музыку, когда ваш малыш уже лег в кровать.

Мамы тоже должны научиться слышать музыку. Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую можно слушать, как днем, так и вечером, перед сном, в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.

 В классическую релаксационную программу входят следующие произведения по 3-6 минут:

 ♪  Бах И.С. "Ария из сюиты № З" или медленные части из Бранденбургских концертов;

 ♪  Шуберт Ф. "Аве-Мария" или 2-я часть 8-й симфонии;

 ♪  Беллини В. "Каватина Нормы";

 ♪  Вивальди А. "Зима";

 ♪  Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23);

 ♪  Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии "Июнь" и "Октябрь" из цикла времена года.

 Помимо этого, ученые советуют слушать классическую музыку активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть утраченную и израсходованную энергию.

 К активизирующим музыкальным произведениям относятся:

 ♪  Творения В. Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, "Рондо" из "Маленькой ночной серенады", отрывки из оперы "Волшебная флейта";

 ♪  П. Чайковского - вальсы из балетов, "На тройке" из "Времен года", отрывок из финала 4-й симфонии,

 ♪  С. Прокофьева из 1-й части 1-й симфонии, отрывок

 ♪  М. Глинки "Романсы",

 ♪  А. Вивальди "Весна",

 ♪  Л. Боккерини "Менуэт",

 ♪  Ф. Шуберта "Форелленквартет".

 Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.

 
 

Подарите детям ритм

 

Все дети обожают шумные игры, поэтому не отучайте малыша шуметь, а направьте его энергию в творческое русло. Попробуйте создать маленький оркестр. Конечно, вам понадобятся инструменты. Сделайте их сами.

Гитара из обувной коробки. Возьмите прямоугольную коробку, в центре крышки вырежьте круглое отверстие. Крышку приклейте к основанию. Возьмите десяток резиночек и натяните их поперёк отверстия. Для лучшего звучания подложите под резиночки прямо у отверстия небольшой кусочек картона – так, чтобы струны были слегка приподняты над коробкой. И не забудьте разрисовать коробку. Играть на ней можно не только руками, но и с помощью обычной ложки.

Маракасы.  Для этих музыкальных инструментов нужны жестяные баночки из-под лимонада, небольшие пластиковые бутылки, а также горох, фасоль, гречка, мелкие пуговицы, бисер. Заполните ёмкости содержимым, бутылки закройте крышками, а отверстия в баночках заклейте скотчем. Звук маракасов получится разным в зависимости от того, что туда насыпал малыш.

Ксилофон. Возьмите вешалку с плечиками, рыболовную леску или тонкие нейлоновые нитки. Ещё понадобятся болты. Винтики, десертные ложечки, ключи – словом, всё что есть под рукой из металла. Теперь привяжите леску к металлическим предметам и подвесьте их к вешалке. Для игры на ксилофоне понадобится столовая ложка.

Орган «Буль-буль».  Приготовьте литровую стеклянную банку, налейте её до половины водой. Теперь возьмите соломинку для коктейля (с большим сечением) – инструмент готов. По сигналу дирижёра малыш будет булькать в такт.

Барабан. У вас на кухне завалялась старая кастрюля? Вроде и не нужна, а выбросить жаль? Подарите её крохе, и он превратит её в барабан с помощью старой клеёнки и скотча.

 
 

Воспитание слухового опыта

 

Музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребёнком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу овладения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребёнок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к её интонациям, сопереживать настроениям. Музыкальные звуки так же, как и речь воспринимаются слухом. Интонационная окраска речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же возможностями. Музыкальный язык также должен усваиваться с раннего детства.

Выбор музыки огромен и можно встать в тупик, выбирая какую музыку ставить ребенку. Так ли необходимо слушать только классическую музыку? Нет, конечно. Но подходить к этому вопросу нужно со всей серьезностью.

Детям уже с раннего возраста доступны для восприятия образы выражающие спокойствие, радость, нежность, лёгкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не стоит. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически – успокаивает или возбуждает. Этот факт доказал физиолог В. Бехтерев. Он указывает на целесообразность использования произведений, которые вызывают у детей положительные эмоции. Дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку Баха, Вивальди, Моцарта, Шуберта - спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную.

Многие зарубежные и отечественные композиторы-классики писали музыку специально для детей. Альбомы фортепьянных пьес Чайковского, Гречанинова, Грига, Прокофьева, Свиридова, Хачатуряна. Полюбившиеся произведения детям важно слушать в разном возрасте, возвращаясь к ним неоднократно. При таком подходе дети глубже постигают язык музыки, открывают для себя в произведениях новый смысл.

Так, когда же можно знакомить ребенка с миром музыки? Это никогда не поздно, но лучше ставить музыку до рождения ребенка. Музыка, услышанная до рождения, ускоряет развитие ребенка, помогает справиться с проблемами. При музыкальном воспитании ребенок будет с легкостью находить общий язык с другими детьми.

Развивая личность ребенка, мы подталкиваем к зарождению, развитию и становлению его творчества. Творчество же детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребенок слышит не только звуки, но и мысли, желания композитора. Под ее влиянием создается собственно творческое воображение, а через него меняется восприятие разных сторон жизни!

 
 

Поступаем в музыкальную школу

 

Правила успеха.

Если вы решили отдать  своего ребенка  в музыкальную школу, прислушайтесь к нашим рекомендациям:  

  1. Не стремитесь поступить в школу как можно раньше. Программа рассчитана на детей школьного возраста, и, как бы ни был развит и талантлив ваш малыш, он всегда будет отставать от более старших одноклассников, переутомляться,  и, в конечном счете, учиться хуже, чем мог бы. Пяти - шестилетних детей принимают в подготовительный класс, и это - самое подходящее время для начала систематических занятий музыкой.
  2. Незачем пытаться обязательно попасть в класс фортепьяно, есть масса инструментов, на которых ничуть не менее интересно играть: и скрипка, и виолончель, и баян, и гитара. Если во время прослушивания вам посоветуют, на каком инструменте лучше играть малышу, прислушайтесь к этим рекомендациям. Как правило, учитываются и музыкальные данные, и анатомические особенности ребенка. Тому, у кого крупные руки, предложат играть на виолончели, а крошке - на флейте-пикколо. Если у ребенка абсолютный слух, он может играть на скрипке, если способности похуже - на гитаре или кларнете.
  3. Перед тем как поступить в музыкальную школу, проконсультируйтесь с врачом. Для занятий на некоторых инструментах существуют противопоказания: на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, на скрипке - при сколиозе и сильном плоскостопии. И проверьте зрение малыша: даже при незначительном дефекте у крохи от чтения нот будут уставать глазки. Могут начаться головные боли. Занятия музыкой не должны нарушать режим дня малыша, мешать прогулкам, занятиям спортом и полноценному общению со сверстниками.
  4. Не сравнивайте успехи малыша с достижениями других детей попросите педагога не делать этого. Не требуйте от крохи большего, чем он может. Но и не делайте далеко идущих выводов из его побед: "пятерка" на экзамене во втором классе еще не повод делать из ребенка профессионального музыканта.
  5. Как бы ни было трудно, постарайтесь не раздражаться, занимаясь с малышом дома. Занятия теряют всякий смысл, если ежедневно сопровождаются слезами и наказаниями. Во всяком случае, еще никого не удалось заставить любить музыку таким способом. Когда потребуются регулярные тренировки дома, заранее оговорите с ребенком, в какие часы и как долго он будет заниматься. Минут за десять-пятнадцать предупредите малыша, что скоро пора начинать. Даже если вы разбираетесь в музыке, постарайтесь свести контроль к необходимому минимуму. Если вас попросят о помощи - помогите, а если ребенок хочет заниматься самостоятельно, не мешайте. Возможно, так он добьется больших успехов, даже если поначалу будет двигаться вперед не так быстро, как под вашим руководством.
  6. Ну а если ваш малыш категорически отказался ходить в музыкальную школу или вы почувствовали, что занятия не доставляют ему никакого удовольствия, да и успехов особых не видно, не делайте из этого трагедии. Деликатно предложите крохе попробовать заняться чем-нибудь другим. Может быть, через год-два он сам вернется к занятиям. Но даже если ребенок больше никогда не сядет за инструмент, не беда.

Зато он навсегда запомнит, что вы поняли его и с уважением отнеслись к его решению.  Ну а любить и понимать музыку могут и те, кто не умеет играть на рояле.

 
 

«Вместе с родителями»

 

Как привить детям музыкальный вкус, как занять их, как поставить домашний спектакль, организовать веселий праздник дома, какую музыку слушать с детьми в прямом смысле с колыбели?

Важную роль в становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей, как известно, играет общение с взрослым. Уважаемые родители! Не жалейте на это ни времени, ни душевных сил.

Разумеется, в вашей фонотеке необходима музыка - народная, авторская, классическая, адресованная самым маленьким. Важно, чтобы музыка вошла в жизнь ребёнка, стала неотъемлемой частью его существования, чтобы вызывала только положительные эмоции. Каждое общение с музыкальным произведением - полюбившимся, знакомым и новым - должно вызывать радостные чувства.

Неоценимую помощь окажут вам русские народные потешки - песенки. Вы с успехом можете применять их в любых жизненных ситуациях: умывая ребёнка, причесывая, гуляя с ним, во время кормления, играя с ним. Песенок - потешек очень много. Вот некоторые из них, которые сделают общение с ребенком более интересным и содержательным. Напевайте песенку, выполняйте вместе все движения, о которых идет речь в потешке.

  «Водичка,  водичка»

   Водичка,  водичка,

   Умой мое личико,

  Чтобы глазоньки блестели,

  Чтобы щечки краснели,

  Чтоб смеялся роток,

  Чтоб кусался зубок.

Для развития ритма «Ноги и ножки»

Большие ноги шли по дороге:

 Топ, топ, топ, топ, топ, топ!

 Маленькие ножки

 бежали по дорожке:

 Топ, топ, топ, топ, топ,

 Топ, топ, топ, топ, топ!

 (можно отстукивать ритм кубиками или деревянными ложками)

«Мы идем»

 Мы идем, мы идем,

 Громко песенку поем!

 Прыгнем раз, да прыгнем два,

 Прыгать рады мы всегда!

 Мы идем, мы идем,

 Громко песенку поем!

Укладывая куклу,  зайчика или мишку можно спеть им колыбельную песенку.

 Баю, баюшки–баю,

 Не ложися на краю.

 Придёт серенький волчок

 И ухватит за бочок...

Детские музыкальные инструменты. Хорошо, если вы купите ребёнку музыкальные игрушки - погремушку, или маленький барабан, или бубен. Эти простейшие музыкальные инструменты помогают развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, умение слушать музыкальное произведение. Аккомпанируя себе на бубне (или барабане, деревянных ложках, других детских шумовых музыкальных инструментах), вы можете разучить песенки различного характера.