Речевая готовность ребенка к школе

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка.

 Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти, мышлению. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.

Я хочу предложить вам ряд игр и упражнений. Они по силам для выполнения выпускнику детского сада. Они помогут вам понять, насколько ваш ребенок овладел знаниями и навыками, позволяющими без проблем обучаться в школе. Цель моего выступления: дать вам информацию, что ребенок должен знать к первому классу в области развития речи.

1. Правильное произношение всех звуков русского языка.

2. Умение делать обобщения.

. «Кто больше назовет слов». – обобщения предметов по различным темам.

Овощи, фрукты, мебель, транспорт, одежда, обувь, деревья, домашние и дикие животные, ягоды, рыбы, птицы: зимующие и перелетные, времена года……

 «Назови лишнее слово. Объясни, почему оно лишнее»:

 - стол, шкаф, ковер, диван.

 - пальто, шапка, шарф, сапоги, шуба.

 - волк, собака, заяц, лиса, белка

 - лошадь, корова, олень, коза, свинья.

 - зима, весна, апрель, лето.

 - мама, подруга, папа, бабушка, брат…..

«Назови семью». Папа лев, мама – львица, дети – львята, папа петух, мама…..

3. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных.

 

Игра: «Скажи ласково»: кот – котенок, стол – столик, мост – мостик, «мосток.

Игра: . «Скажи, какой». Умение из двух слов составить одно, обозначающее материал.

Стакан из стекла – стеклянный, ложка из дерева – деревянная, нож из металла – металлический, ведро из железа – железное, ваза из хрусталя-

хрустальная, коробка из картона – картонная, варенье из вишни – вишневое, сумка из кожи – кожаная, мяч из резины – резиновый, шарик из пластилина – пластилиновый.

Игра:  «Назови лист»

Лист дуба – дубовый, лист осины – осиновый, лист клена – кленовый, шишка ели – еловая, лист рябины – рябиновый, лист яблони – яблоневый, лист смородины – смородиновый, шишка сосны – сосновая.

Игра:  « Назови сок»  

Сок из яблок – яблочный, из слив – сливовый, из груш – грушевый, из смородины – смородиновый, сок из винограда – виноградный, из клубники – клубничный, из тыквы – тыквенный, из вишни – вишневый.

«Назови другим словом». Например: Роза – красивый цветок с шипами.

Осень - ? (время года, когда листья становятся желтыми)

Шкаф - ? (мебель для хранения вещей)

Пчела - ? (насекомое, которое дает мед)

Юбка - ? (Одежда, которую носят только девочки и женщины)

Снег - ? ( осадки, которые падают с неба зимой)

Тарелка -? ( посуда из которой мы едим)

Собака - ? ( животное, которое сторожит дом)

Компот - ? (напиток, который варят из фруктов).

Игра «Скажи одним словом»:

Пример:  - Мальчик ростом- с- пальчик - ? (мальчик-с-пальчик)

Девочка с голубыми волосами  (Мальвина)

Малыш, который ничего не знает   (Незнайка)

Сынок коровы - теленок

Деревянный мальчик с длинным носом ( Буратино)

Мальчик –луковица  (Чипполино)   Сынок лошади – жеребенок.

Игра «Узнай по описанию»:

  Желтый, теплый, маленький – цыпленок

Северный, холодный, пронизывающий, дующий – ветер.

Оранжевый, круглый, очень сочный – апельсин.

Белый, сладкий, мелкий – сахар.

Яркое, желтое, горячее – солнце.

Мокрый, осенний, холодный – дождь

Игра  « Однокоренные слова». У каждого слова, как у дерева есть корень. Из него можно вырастить другие слова. Пример: дом (домик, домовой, домашний).

«А какие слова у вас вырастут из корня СНЕГ?  Лед?».

Игра «Быстро отвечай». В этом задании нельзя называть цвета. Например: какого цвета небо? (как незабудка, как море)

Какого цвета белочка? – как апельсин.

Какого цвета зайчик зимою? – как снег, как вата.

4. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звукобуквенной структуры слова.

Игра«Сосчитай сколько слов в предложении»:

Мама моет посуду.

Под кустом сидит заяц.

Папа едет на работу.

Петя пьет вкусный сок.

Мальчик рисует красным карандашом.

Игра: «Придумай предложение с маленьким словом -  НА».

 Игра: «Составь из распавшихся слов предложение»:

 - заяц, сидеть, куст, под.

 - мама, магазин идти, в.

 - собака, кот, лаять, на.

 - дети, лепить, снег, из, снеговик.

Игра: «Придумай предложение со словом».  Дается слово для предложения. Пример: Снежинка. Снежинка упала на землю. На шапку….( кошка.    санки.)

Игра: «Сделай предложение длинным» .  БЕЛОЧКА ПРЫГАЕТ.

 - белочка прыгает с ветки на ветку.

-рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.

 - веселая рыжая белочка прыгает с ветки на ветку.

 - веселая рыжая белочка ловко прыгает с ветки на ветку.

 - веселая рыжая белочка ловко прыгает с ветки на ветку ели (высокой,зел

Игра: «Буквоед».

К нам пробрался Буквоед. Он очень любит лакомиться буквами. От слов остался только первый слог. Кто больше слов назовет, начинающихся на этот слог, тот и выиграет.  - «Ко», -  «Ма».

Игра:  «Доскажи слог, чтобы получилось слово».

МАЛИ(на), КАРАН(даш), КАРТОШ(кА), УЧЕБ(ник), СНЕГО(ВИК).

Игра: «Назови первый звук в слове»: УТКА, АИСТ, ИГЛА, КОШКА, МАМА, ЗОНТ.

Игра: «Назови последний звук в словах»:  СТОЛ, ЕЖИК, ЛУНА, ПОРТРЕТ.

Игра: « Собери слово». Слово произносится по отдельным звукам, между звуками делаются паузы: К_О_Т.   Д_О_М.  М_А_М_А,  С_Л_О_Н.

Игра: « Где спрятался звук». Определение места звука в слове.

Например: «Где спрятался звук «С» ?   САНКИ, МИСКА, НОС.

Игра: «Сосчитай слоги в словах»: КОТ, ЛИСА, ЛУНА, СТОЛ, МОСТ, СЛОН, ДВЕРЬ, МАЛИНА, МАТРЕШКА, ЦЫПЛЕНОК

5. Развитие связной речи. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Игра: «Придумай окончание рассказа»

 У Яшиного дедушки жила в клетке пу­шистая белочка. Яша назвал её Пушинкой. Открыл раз Яша клетку, чтобы дать Пушин­ке орешек. Но шустрая Пушинка выскочила из клетки и давай носиться по комнате. Вот она прыгнула к окну. А форточка была открыта.

Как ты думаешь, что случилось потом? И чем закончилась эта история?

Мишутке уже шесть лет. Однажды ба­бушка сказала ему: «Мне нужно пойти в булоч­ную. Прошу тебя: не шали без меня. Ты уже большой. Теперь многие дети с шести лет ходят в школу». Когда бабушка ушла, Мишутка не стал ша­лить. Он надел шубу, шапку, повязал шарф, положил в папин портфель книжки и каран­даши и пошёл в школу...

Расскажи, что случилось потом и чем закон­чилась эта история.

6. Пересказ сказок, рассказов.

 

Развитие мелкой моторики.

 

Стимулирует речевое развитие ребенка, активизируют речевые зоны коры головного мозга.

Пальчиковые игры. Их можно найти в литературе, интернете.

Игра «АПЕЛЬСИН»:

Мы делили апельсин. 
Много нас, 
А он один.
Эта долька - для ежа. 
Эта долька - для стрижа. 
Эта долька - для утят. 
Эта долька - для котят. 
Эта долька - для бобра
По очереди загибают пальцы, начиная с большого.
А для волка - кожура.


 Различные штриховки, раскраски.

 Собирание мелкого конструктора и мозаики.

 Аппликации из бумаги и природного материала.

 Вырезание ножницами геометрических фигур или фигурок животных.

 Лепка из пластилина, теста, глины

 Выкладывание фигурок из палочек, крупы, бисера.

В заключение необходимо добавить самое главное: внимательно относитесь к своей собственной речи, старайтесь как можно больше разговаривать с ребенком и проводить с ним время.