леворукие дети

Все процессы высшей нервной деятельности, в том числе и движения рук, регулируются корой головного мозга. Причем связь эта перекрестная – правая рука связана с левым полушарием, левая – с правым. Как  правило, главенствующая роль в управлении движением принадлежит левому полушарию, то есть у большинства людей "главной" является правая рука и в связи с этим речевые зоны развиваются в левом полушарии.

У левшей же движения контролируются в основном правым полушарием. Леворукий ребенок не обязательно все делает левой рукой, но левая рука у него развита лучше, ее движения более ловкие и точные. Ею он выполняет бытовые действия, пишет, рисует, шьет.

Существует ряд проб для определения, какое из полушарий является ведущим. Например:

 - "Переплетение пальцев". Надо переплести пальцы обеих рук. Если сверху оказался большой палец левой руки, то она является ведущей, и можно предположить, что вы – левша. Если сверху оказался большой палец правой руки, то ведущей является правая рука.

 - "Скрещивание рук". Если при скрещивании рук, кисть правой руки ложится на левое предплечье, а кисть левой руки – под правым предплечьем, значит, ведущей у вас является правая рука, в противном случае – ведущей является левая рука.

Леворукость возникает по разным причинам. Например, передается по наследству (генетически закрепленная леворукость). Она может появиться и вследствие различных патологий беременности или родовых травм.

У детей первых месяцев жизни не удается установить ведущей руки. Только к полутора годам одна рука становится более активной по сравнению с другой. В этом большую роль играет обучение – ребенка учат махать при встрече и прощании правой рукой и т.д. Так малыш приучается к действиям главным образом правой рукой.

Дети-левши испытывают хронический стресс, живя в мире праворуких. Они чувствуют себя "другими", постоянно боятся неудач, ведь обучение и воспитание, все предметы и механизмы ориентированы на правшей. Левшам трудно запомнить ход часовых стрелок, "лево – право",  "выше – ниже". Они путаются при различных движениях, особенно, когда необходимо быстро и несинхронно действовать обеими руками.

Леворукие дети нередко боятся неудач в учебе, порицаний. Учитель начальной школы, даже разрешая ученикам работать левой рукой, требует писать с правильным наклоном. Левша вынужден держать руку "крючком", постоянно заглядывать себе под руку, наклоняя голову и изгибая торс – нарушения осанки, сколиоз практически неизбежны. Снижается темп письма, портится зрение.

Но, благодаря своим особенностям, левши способны на решение таких проблем, которые правшам не всегда по плечу. У левшей, как правило, очень высокий уровень развития мышления, воображения. Во многих случаях они достигают нужных результатов обходным путем. Например, "зеркальное" рисование и письмо – достаточно распространенное явление в начальной школе, а у левшей оно встречается особенно часто